Термин «особые дети» (ОР), а точнее сказать “дети с особыми образовательными потребностями”, появился совсем недавно. Его используют, когда говорят о детях, которые вследствие особенностей своего развития нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
По статистике, в настоящее время в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными особенностями развития, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии, которые диктуют особенности развития, относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).
Контингент детей, имеющих ОР, с которыми мы работаем, можно разделить на следующие группы:
-дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
-дети с нарушением интеллекта,
-дети с тяжелыми нарушениями речи,
--дети со сложными недостатками развития - сочетание двух или более психофизических нарушений. Например, сочетание умственной отсталости и нарушений речи, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи и т.д.
Сейчас команда наших специалистов состоит из психологов, дефектолога и логопеда. Так как к нам обращаются родители детей с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие) и детей с полным или частичным отсутствием зрения (незрячие; слабовидящие), штат наших специалистов пополнится сурдо- и тифлопедагогами.
В связи с тем, что знание и понимание данных клинических исследований дают возможность представить наиболее полноценную картину развития ребенка, наши специалисты всегда тесно сотрудничают с неврологами, генетиками, психоневрологами, отоларингологами и офтальмологами.
Коррекционная работа с особыми детьми в нашем центре начинается с проведения специалистом диагностики, обследования ребенка.
В коррекционном процессе диагностико-мониторинговой работе отводится ведущая роль. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого ребенка, который нуждается в помощи, проводится диагностическое изучение и организуется динамическое наблюдение за ребенком, включающее несколько этапов. На каждом этапе решаются определенные цели и задачи. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, фиксируются в соответствующей документации. С их учетом для каждого воспитанника подбираются эффективные методы и приемы воздействия, определяются задачи и содержание коррекционной работы. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная.
Мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику коррекционного процесса, но и своевременно корректировать ее. Диагностико-мониторинговая работа является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ОР.
В обследовании детей принимает участие специалист, к которому обратились родители ребенка или, при необходимости, группа специалистов в соответствии со своими функциональными обязанностями, что дает возможность коллегиально составить оптимальный маршрут - персональный путь реализации целей коррекционного процесса.
Одной из самых важных задач для специалиста остается активное вовлечение родителей особенного ребенка в коррекционный процесс средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Консультирование родителей по проблемам ребенка проводится разными специалистами в зависимости от запросов педагогов и родителей. Консультативную работу могут проводить психологи, а также специалисты по коррекционной педагогике, логопеды и др. Каждый из этих специалистов обладает важными знаниями, помогающими решить ту или иную проблему, находящуюся в сфере его компетенции.
Этому вопросу сейчас уделяется много внимания. В этом году начинает свою работу группа поддержки для родителей.